Супертест литых дисков 16-дюймовых моделей
Первые, и пока что единственные, сравнительные испытания колес мы провели — страшно вспомнить! - 17 лет назад: это были «ударные» тесты в лаборатории МАДИ (АР М915, 1998). И вот мы возвращаемся к этой теме, но уже на качественно ином уровне: появились современные стенды и новые методики — и теперь мы сможем оценить не только стойкость к ударам, но и усталостную прочность легкосплавных колес. В зачете — 12 образцов 16—дюймовых моделей, произведенных в России, Китае, Италии и Германии.
Как сильно изменился рынок колес! Двухцветные, матовые, полированные, подешевле, подороже, потяжелее‚ полегче... Выбирай на любой вкус и цвет! Тем более что за прочность-надежность, по идее, можно не переживать: все продаваемые в России колеса обязаны иметь специальный сертификат, который выдается лишь в том случае, если образцы прошли испытания, оговоренные ГОСТом Р 50511-93. Или производитель предоставляет в органы сертификации результаты испытаний, проведенных по схожим методикам в других странах, и при этом, конечно, гарантирует, что вся поставляемая на рынок партия продукции соответствует тем образцам, что прошли тесты. Но это — по идее, а точнее — по закону.
Alcasta M05 | Cross Street Y4917 | Ljitsu SLK1550 | LegeArtis TY39 | ||||
Страна-производитель | Китай | Страна-производитель | Китай | Страна-производитель | Китай | Страна-производитель | Китай |
Размер | 6,5Jx16 | Размер | 6,5Jx16 | Размер | 6,5Jx16 | Размер | 6,5Jx16 |
Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 600 |
Масса, кг | 7,65 | Масса, кг | 7,05 | Масса, кг | 7,85 | Масса, кг | 8,3 |
Цена, руб. | 3400 | Цена, руб. | 3000 | Цена, руб. | 4200 | Цена, руб. | 4100 |
Красивые и легкие двухцветные колеса, но и ломаются, увы, очень легко: на счету образцов - ни одного успешно пройденного испытания, включая и те, что необходимы для получения сертификата соответствия ГОСТу Р 50511-93 | Самые легкие колеса в нашем тесте, на них больше всего наклеек, призванных убедить, что успешно пройдены все мыслимые испытаний. Но из трех тестов нашей программы колеса успешно прошли лишь один — сертификационный удар. Итог других испытаний — трещины и сломанные спицы | Китайские колеса приемлемого качества: все сертификационные испытания пройдены без замечаний, и только циклические нагрузки на стенде ZWARP привели к усталостным трещинам на спицах | Несмотря на простой дизайн и визуально толстые спицы, колеса LegeArtis оказались хрупкими: три вида испытаний они закончили с трещинами, а самый жесткий удар привел к разрушению всех пяти спиц - обод полностью отделился от диска |
Стенд для динамического погружения колес (как в продольном, так и в поперечном направлениях) производства немецкой компании Makra имитирует самые тяжелые условия движения: по горной дороге, на перегруженном автомобиле, резкие маневры. Суммарная нагрузка на колесо кратковременно может в три раза превышать номинальную (заявленную производителем). На этом стенде можно раскручивать колеса до угловой скорости, соответствующей 180 км/ч, но мы ограничились 120 км/ч
Теперь набираем в поисковой строке «получить сертификат на колесные диски» — и Яндекс выплескивает адреса-телефоны десятков организаций, готовых «в сжатые сроки» оформить сертификаты на соответствие российским ГОСТам и техническому регламенту Таможенного союза! Неужели в России и впрямь так много лабораторий (они, кстати, тоже должны быть сертифицированы), где можно испытывать колесные диски? Может, зря мы летали в Красноярск?
Не зря. Потому что именно в Красноярске, на базе завода компании К&К, был недавно запущен дорогущий стенд циклических испытаний ZWARP (от немецкого Zweiaxialer Rapdrufstand — двухосевые стендовые испытания колеса) немецкой фирмы Макга. Колеса мы тестировали так. Беговой барабан стенда ZWARP раскручивает колесо в сборе с шиной размерности 215/60 R16 до «линейной» скорости 120 км/ч — и за пробег около 2300 км оно подвергается циклическим перегрузкам (кратковременно — до 1800 кгс, что в три раза больше, чем заявленные производителями для большинства из наших колес предельные 600 кгс), которые имитируют самые жесткие условия эксплуатации: движение на перегруженном автомобиле, резкие перестроения, проезды неровностей. Причем так называемая карта нагрузок для наших испытаний была сформирована на основе данных, полученных при езде именно по российским дорогам. Если колесо успешно пройдет такие испытания, то можно быть уверенным, что в реальной эксплуатации не появится ни усталостных трещин, ни разрушений.
Другое точно такое же колесо, но уже без шины, тоже подвергается циклическим нагрузкам, но на стенде попроще. Обод жестко крепится к металлическому столу, а к ступичной части прикладывается циклический момент с вращением. Эти испытания - уже «официальные», на соответствие ГОСТу Р 50511-93, который повторяет правило ЕЭК ООН № 124. Без разрушений и трещин колесо должно выдержать 200 тысяч циклов нагрузки заданным моментом. Это — необходимое, но еще не достаточное условие для получения сертификата.
Третий вид испытаний повторяет то, чем мы занимались 17 лет назад в лаборатории МАДИ, — это удар по ободу колеса. Колесо в сборе с накачанной до 2,2 бар шиной крепится под углом 13 градусов к горизонтальной плоскости — и с высоты 230 мм на него «роняют» груз массой 540-648 кг (в зависимости от нагрузки, заявленной производителем). Это наименее трудоемкие, но, пожалуй, самые убедительные испытания. Хорошие колеса гнутся лишь слегка, давление в шине сохраняется, а плохие - либо «трещат по швам»‚ то есть по самым слабым местам (как правило, это спицы), либо ломается закраина обода, а то и сам обод, — и колесо теряет герметичность. А значит, не соответствует упомянутому ГОСТу Р 50511-93 — такие колеса нельзя продавать! Это мы проверили, но затем усложнили задачу — и на том же стенде провели дополнительные удары с нагрузкой, превышающей нормативную на 60%. Можно считать, что это - имитация самого сильного удара колеса о бордюр.
Конечно, «наши» 12 колес — это капля в море нынешнего предложения. Так что главная цель этих испытаний — не столько помочь в выборе, сколько понять: является ли наличие сертификата залогом того, что колеса действительно безопасны? Кстати, если в тех, давних, тестах основную конкуренцию российским колесам составляла продукция турецких заводов, то нынче половина из 12 образцов — «Made in China».
Китайское происхождение легкосплавных колес – повод насторожиться, хотя это не обязательно указывает на низкое качество.
Пожалуйста: китайские колеса Alcasta. Судя по цветастым наклейкам, они соответствуют всем мыслимым нормативам! Тут тебе и немецкий TUV, и японские JWL и VIA российские РСТ (Ростест) и СТР (знак соответствия техническому регламенту Таможенного союза)... Но именно эти «пересертифицированные» колеса не выдержали ни одного из наших испытаний. Ни одного! После пробегов с циклической нагрузкой как на одном, так и на другом стендах в спицах появились трещины, а на ударных испытаниях — еще без «перегруза»! - колеса (новые образцы, а не те, что уже подверглись циклическим нагрузкам) разлетелись вдребезги! Практически с таким же позором провалили испытания китайские колеса LegeArtis и Cross Street. С другой стороны, китайские же колеса Replay выдержали все испытания - и по своим усталостно-прочностным качествам оказались ничуть не хуже породистых итальянских или немецких моделей. Неплохо себя показали китайские колеса Ijitsu и 4GO: они дали слабину лишь в ответ на циклические нагрузки на стенде ZWARP, но эти испытания, напомним, не входят в программу обязательной сертификации.
4G0 SD-119 YQ | Replay TY135 | K&K Борелли КС613 | SKAD DRIVE | ||||
Страна-производитель | Китай | Страна-производитель | Россия | Страна-производитель | Россия | Страна-производитель | Россия |
Размер | 6,5Jx16 | Размер | 6,5Jx16 | Размер | 6,5Jx16 | Размер | 6,5Jx16 |
Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 600 |
Масса, кг | 7,95 | Масса, кг | 8,65 | Масса, кг | 9,15 | Масса, кг | 8,95 |
Цена, руб. | 3700 | Цена, руб. | 5100 | Цена, руб. | 4800 | Цена, руб. | 4200 |
Незамысловатые по дизайну, но самые прочные из шести колес китайского происхождения: только они успешно прошли всю программу испытаний | Эффектные двухцветные колеса без проблем выдержали все испытания, но это - самые тяжелые колеса в нашем тесте из число тех, что имеют обод шириной 6,5 дюйма | Не самые легкие, но прочные, соответствующие действующим стандартам колеса. А по цене они самые доступные из тех, что выдержали весь цикл наших испытаний | |||||
Эффектные колесо с имитацией болтов разъемного соединения диска с ободом выдержали даже удар с 60-процентным превышением нагрузки. И только в ходе циклических испытаний на стенде ZWARP на спицах появились трещины |
Кстати, серьезные производители колесных дисков — особенно те, что поставляют их для первичной комплектации автомобилей, — обычно проверяют свою продукцию на подобных стендах, причем нередко даже по более жесткой карте нагрузок, чем в нашем случае. Я видел, как в той же лаборатории «крутились» колеса К&К для «конвейерной» комплектации автомобилей Renault Duster, такие же испытания проходят и колеса для грядущей Лады Весты... Так что ничего удивительного, что принимавшие участие в нашем тесте колеса К&К перенесли все пытки без потерь.
Конспирологи, конечно, тут же нас раскусят: раз испытания проводились в цехах компании К&К, то чему удивляться-то, своя рука владыка... Но, во-первых, заметим, что и методики, и само оборудование — сертифицированы, то есть результаты можно считать «официальными». Да и специалисты здесь серьезные - и вряд ли будут ставить под удар свою репутацию. Во-вторых, наши испытания успешно прошли не только колеса К&К, но и, например, колеса SKAD, хотя SKAD и К&К — это во всех смыслах ближайшие конкуренты: завод, где выпускают колеса SKAD, расположен в Дивногорске, это в 30 километрах от Красноярска.
Покупаем только российское? Увы. Колеса Tech Line, которые производятся в городе Азов Ростовской области, хоть и выдержали «сертификационный» и более мощный удары, но при циклических нагрузках пошли трещинами.
Китайские колеса козыряют наклейками о соответствии всем известным стандартам, о пройденном рентген-контроле и т.д. Но результаты испытаний свидетельствуют, что, как правило, все это бутафория...
А вот итальянские колеса MAK, равно как и немецкие Alutec и Borbet, не оставили сомнений в своём высочайшем качестве. Жаль, что пришлось испытывать образцы с более широким ободом, чем у колес-конкурентов, так ведь и нагрузки на эти колеса мы зада вали более высокие. Ни одного повода придраться! Если, конечно, не считать цену: колеса из Западной Европы в полтора—два раза дороже российских или китайских.
Чем легче колесо, тем, как правило, оно менее прочное. Исключения – дорогие кованые колеса из алюминиевых сплавов или литые из магниевых сплавов.
А вот еще одно наблюдение, Понятно, что чем легче колесо, тем лучше, во-первых, снижаются потери энергии на раскручивание, во-вторых, меньше энергии бесполезно обращается в тепло при торможении, а в-третьих - и это, пожалуй, главное, - более легкое колесо обеспечивает на неровностях более длительный, а значит, и более надежный контакт с опорной поверхностью. Грубо говоря, в силу меньшей инерции оно меньше подпрыгивает — и тем самым обеспечивает лучшую устойчивость автомобиля. Но игра на понижение массы стоит свеч лишь при одном непреложном условии: колесо должно оставаться прочным!
Прописная истина? Для производителей китайских колес LegeArtfs и Aicasta - откровение! Да, это легкие колеса, но они не держат удар, а при циклических нагрузках на спицах появляются трещины, А ведь раз они продаются, значит, сертифицированы?
Конечно, существуют легкие и одновременно более прочные типы колес — алюминиевые кованые или из магниевого сплава. Но они заметно дороже и сейчас не столь популярны, как традиционной «питье» из алюминия.
Жаль, за кадром наших испытаний осталась коррозионная стойкость, хотя этот параметр также включен в список обязательных испытаний на соответствие ГОСТу Р 50511-93. Колесо помещают в камеру с соляным туманом, и после 80 часов оно не должно покрываться «значительными коррозионными повреждениями» (до 2096 поверхности колеса), а после 240 часов не должно терять прочность, что подтверждается последующими стендовыми испытаниями, В преддверии зимнего сезона мы, пожалуй, вернемся к теме коррозии колес - ведь именно зимой автомобили подвергаются наиболее агрессивной «химической атаке».
Tech Line 645 | Alutec Blizzard | Borbet СС | МАК Iguan | ||||
Страна-производитель | Россия | Страна-производитель | Германия | Страна-производитель | Германия | Страна-производитель | Италия |
Размер | 6,5Jx16 | Размер | 7,5Jx16 | Размер | 7,0Jx16 | Размер | 7,0Jx16 |
Нагрузка, кг | 600 | Нагрузка, кг | 780 | Нагрузка, кг | 710 | Нагрузка, кг | 650 |
Масса, кг | 8,40 | Масса, кг | 9,07 | Масса, кг | 9,65 | Масса, кг | 10,16 |
Цена, руб. | 3000 | Цена, руб. | 6800 | Цена, руб. | 5900 | Цена, руб. | 6600 |
Немецкие колеса классического дизайна выдержали все испытаний без замечаний, в том числе и с повышенными расчетными нагрузками, предусмотренными для колес с более широким (7,5 дюймов) ободом | Не самые эффектные, но при этом относительно недорогие (для именитой немецкой фирмы) колеса без замечаний выдержали все испытания | Двухцветные колеса итальянской фирмы МАК недешевы, но зато никаких претензий к качеству; во всех тестах положительные результаты | |||||
Недорогие изготовленные в России колеса хорошо держат удар, но циклические нагрузки (в том числе и по программе сертификационных испытаний) приводят к образованию трещин в основании спиц |
Итак, по итогам испытаний у нас есть две новости — и начнем, как водится, с плохой. Рынок завален колесами с липовыми сертификатами. И неважно, поставляются ли в торговые сети колеса, которые не соответствуют тем образцам, что успешно прошли испытания, либо сертификаты были попросту куплены, а испытания не проводились вовсе. Важно, что система сертификации, по крайней мере в отношении колес, — это, как мы убедились на нескольких примерах, лишь способ заработка для «сертификаторов». Мало того, что эти разработки естественным образом перекладываются на счет покупателей, но главное — тем же покупателям не гарантируется безопасность! Хотя система сертификации вводилась именно во имя безопасности... Нет веры этим бумажкам!
А теперь о хорошем. Во-первых, предупрежден — значит спасен. Во-вторых, половина испытанных нами колес вполне надежна и безопасна, а все колеса из Германии и Италии и вовсе прошли тест без замечаний.
Но выбор, как мы знаем, гораздо шире, а потому — пара советов. Не стоит слепо верить бумажкам с печатями, не стоит уповать на красивые наклейки. Если в магазине вам предлагают самые дешевые колеса и говорят, что они самые лучшие, самые надежные, — это обман. Современные материалы и технологии, которые используются в производстве легкосплавных колес, требуют немалых затрат. Второй признак качества легкосплавного колеса — это как раз отсутствие той самой легкости. Легкие колеса непонятного происхождения — достаточное основание, чтобы усомниться в прочности и отказаться от покупки. И, наконец, неплохо бы выяснить, поставляет ли производитель приглянувшихся вам колес свою продукцию и на конвейеры автозаводов.
Источник: Авто Ревю
Таблица результатов теста:
Replay TY135 | СКАД Драйв | Alutec Blizzard | Borbet Design CC |
+Тест на циклическую нагрузку ZWARP - пройден | +Тест на циклическую нагрузку ZWARP - пройден | +Тест на циклическую нагрузку ZWARP - пройден | +Тест на циклическую нагрузку ZWARP - пройден |
+Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден | +Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден | +Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден | +Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден |
+Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден |
+Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден |
Купить | Купить | ||
4G0 SD-119 YQ | K&K Борелли КС613 | Tech Line 645 | МАК Iguan |
-Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат - усталостные трещины во всех спицах. | +Тест на циклическую нагрузку ZWARP - пройден | -Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат - усталостные трещины во всех спицах. | +Тест на циклическую нагрузку ZWARP - пройден |
+Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден | +Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден | -Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - не пройден. Результат - трещины в спицах. | +Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден |
+Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден |
+Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден |
Alcasta M05 | Cross Street Y4917 | Ljitsu SLK1550 | LegeArtis TY39 |
-Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат - усталостные трещины во всех спицах. | -Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат - усталостные трещины во всех спицах. | -Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат - усталостные трещины во всех спицах. | -Тест на циклическую нагрузку ZWARP - не пройден. Результат - усталостные трещины во всех спицах. |
-Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - не пройден. Результат - трещины в спицах. | -Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - не пройден. Результат - трещины в спицах. | +Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - пройден | -Тест на угловую циклическую нагрузку (ГОСТ Р 50511-03) - не пройден. Результат - трещины в спицах. |
-Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - не пройден. Результат - разрушение спиц. | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | +Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - пройден | -Ударный тест по методике ГОСТ Р 50511-03 - не пройден. Результат - разрушение спиц. |
-Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - не пройден. Результат - разрушение спиц, отделение обода от диска. | -Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - не пройден. Результат - разрушение спиц, отделение обода от диска. | +Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - пройден | -Ударный тест с превышением расчетной нагрузки на 60% - не пройден. Результат - разрушение спиц, отделение обода от диска. |